Искусственный интеллект и машинное обучение AI/ML

Искусственный интеллект (ИИ), машинное обучение… Чем отличаются? ИИ (AI, Artificial Intelligence) означает, что компьютер тем или иным образом имитирует поведение человека. Машинное обучение (ML, Machine Learning) - это подмножество ИИ, состоящее из методов, которые позволяют компьютерам делать выводы на основе данных и предоставлять ИИ-приложениям.

Что такое ИИ?

Искусственный интеллект как академическая дисциплина появился в 1956 году. Цель, как и сейчас, тогда заключалась в том, чтобы заставить компьютеры решать задачи, которые считались подвластными исключительно людям: те, что требовали интеллекта. Первоначально исследователи работали над такими задачами, как игра в шашки и решение логических головоломок.

Взглянув на результаты одной из таких программ игры в шашки, можно было увидеть за их ходами какую-то форму «искусственного интеллекта», особенно когда компьютер вас побеждал. Первые успехи вызвали у исследователей почти безграничный энтузиазм по поводу потенциала ИИ, который однако не соответствовал тому, насколько сложными могли оказаться решения отдельных задач.

Искусственный интеллект, следовательно, относится к выводам компьютера. Компьютер делает что-то «умное», поэтому он демонстрирует интеллект, интеллект искусственный.

Сам термин «ИИ» ничего не говорит о том, как именно эти задачи решаются. Между тем существует множество различных методов, в том числе основанных на правилах или экспертных системах. И одну категорию методов стали особенно широко использовать в 1980-х годах - машинное обучение.

Что такое машинное обучение?

Причина, по которой первые исследователи столкнулись с тем, что некоторые задачи на самом деле оказались намного сложнее, чем представлялось ранее, состоит в следующем: эти задачи просто не поддаются решению ранними методами, используемыми в ИИ. Жестко закодированные алгоритмы или фиксированные, основанные на правилах системы не очень хорошо работают с такими вещами, как распознавание изображений или понимание текста.

Решением оказалось не просто подражание человеческому поведению, а имитация того, как люди учатся.

Подумайте о том, как вы освоили чтение. Вы ведь не садились изучать орфографию и грамматику, прежде чем прочесть свою первую книгу. Вы сначала читаете простые книги, которые со временем становятся все более сложными. Вы действительно изучили правила (и исключения) орфографии и грамматики – но в процессе чтения. Иными словами, вы обработали много данных и научились на них.

Именно в этом и состоит идея машинного обучения. Дать алгоритму (в отличие от мозга) огромное множество данных и позволить ему сделать заключения. Снабдите алгоритм большим количеством данных о финансовых транзакциях, укажите, какие из них являются мошенническими, и дайте ему понять, что именно говорит о мошенничестве, чтобы он мог прогнозировать такие злоупотребления. Или дайте информацию о своей клиентской базе и позвольте ему сделать вывод, как лучше ее сегментировать. Больше узнать о методах машинного обучения можно здесь.

По мере совершенствования этих алгоритмов они могли бы решить многие задачи. Но некоторые вещи, которые людям казались довольно легкими (например, распознавание речи или рукописного ввода), все еще были трудными для машин. Однако, если машинное обучение - это подражание тому, как люди учатся, почему бы не пройти весь путь и не попытаться имитировать человеческий мозг? Эта идея – в основе нейронных сетей.

Идея использования искусственных нейронов (а нейроны, связанные посредством синапсов, являются основными элементами нашего мозга) была известна довольно давно, и нейронные сети, смоделированные в программном обеспечении, стали использовать для решения определенных задач. Подход оказался многообещающим и позволил решить некоторые сложные задачи, с которыми не справлялись другие алгоритмы.

Но машинное обучение все еще ограничивалось тем, с чем легко справлялись младшие школьники: сколько собак на этой картине или не волки ли это на самом деле? Идите туда и принесите мне спелый банан. Что заставило героя этой книги так много плакать?

Оказалось, что проблема – вовсе не в самой концепции машинного обучения. И даже не в идее подражать работе человеческого мозга. Простые нейронные сети с сотнями или даже тысячами нейронов, связанные относительно простым способом, не могли дублировать то, на что способен человеческий мозг. Если подумать, то это вовсе не удивительно: в человеческом мозгу насчитывается около 86 миллиардов нейронов и имеют место очень сложные взаимосвязи.

Взято с Oracle 

Комментарии

Ваше имя:

E-mail:  (на сайте не показывается)

Введите код с картинки: